Родителям о важном



Фольклор в семье
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору.
Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”).
     Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки, и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
 Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному фольклору, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -
«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька,
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке
Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Шар покачу, гулять хочу
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.
Мудрость Сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Потешки про животных

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
--------------------------------------------
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
                                      -------------------------------------------
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
     С той звучностью, ритмичностью, напевностью, когда мама, папа, и другие члены семьи произносят занимательные потешки, песенки, - это
привлекает внимание ребенка, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует внедрению фольклора в семью.
     В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
     Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет.Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть « металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник».
     Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающая малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду – семью.
(Потешки, подвижные игры, обучающие темы – которые можно использовать в семье с детьми, представлены в приложении).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендации родителям для домашнего обучения, с использованием фольклора в повседневной жизни малышей.
Дорогие  мамы и папы,
Бабушки и дедушки!
Русская народная потешка поможет во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
~ Потешки во время кормления ~
***
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Умница Катенька,                          (имя своего ребенка)
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячие,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.                  (имя своего ребенка)
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком,
И румяным пирожком.
Дорогие родители!
За окном – солнечный денек. Время гулять!
Но сначала – одеться. Пора уже учится делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешкой легче и веселей.

~ Потешки во время одевания ~
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.                      (имя своего ребенка)
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар,
Я шар покачу,
Гулять хочу.

Консультация для родителей первой младшей группы Адаптация детей к условиям детского сада
     При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Выделяют два вида адаптации:
  1. Биологическая адаптация - это перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая  приспособление к новым условиям. Именно при биологической адаптации возникает снижение защитных функций  организма, вследствие чего дети могут начать болеть, чаще, чем это было тогда, когда они находились дома. Но все это временно, как только организм привыкнет к изменениям все это пройдет.
2. Социальная адаптация –  Это перестройка своей жизни, привычек под новые условия.
  С какими трудностями могут стакнуться родители, когда дети начинаю посещать детский сад - повышенная плаксивость.
 -капризность.
 - нервозность.
 - резкая смена настроения.
 - появление вредных привычек (сосать палец, брать в рот разные предметы, что-то накручивать и т.п.).
- изменение поведения и привычек детей.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1.    Возраст.
2.    Состояние здоровья.
3.    Уровень развития.
4.    Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5.    Сформированность предметной и игровой деятельности.
6.    Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1.    Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2.    Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3.    Неумение занять себя игрушкой.
4.    Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5.    Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
 Как подготовить ребенка к посещению детского сада.
  Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада Например: “Детский сад это такой  красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том как вы ходили в детский сад.
 Подготовить к расставанию с мамой. Можно оставлять не надолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.
Построить режим дня приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения Д.С., а как минимум за 1.5,  2 недели.  (7:30 – подъем, умывание, одевание;  8:10 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:30 – прогулка, 12:00 – возвращение с прогулки, 12:15 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 15:30 – полдник, 17.30 – ужин. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )
Рацион питания так же должен быть приближен к меню Д.С. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.
Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности, одно одели вместе другое он сам.
Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.
У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.
При начале посещения Д.С. нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни не больше чем на 2-3 часа. Учтите что дети будут уставать в Д.с. не только морально но и физически, т.к все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.
Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то а ребенок стоит рядом. О том что ему скоро предстоит пойти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитателя, у будут ли они добрые и т.п.
Не делайте ошибок
 Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:
 1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
 2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя  вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
 3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

 4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу,  предстоит оставаться в садике на полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ
Дети часто становятся «заложниками» настроения родителей. Все мы люди, все мы «человеки», и жизнь у большинства из нас нелёгкая и проблем сколько угодно. Да ещё нервы, самочувствие, отношения на работе, в транспорте, на улице... Всё отражается на настроении. Но у человека, кроме разума, должны быть ещё и «тормоза», чтобы сдерживать себя, чтобы управлять своими нервами, своим настроением. Психически нормальному человеку это вполне по силам. И если кто-то стонет: «Ах, у меня нервы, поэтому я говорю лишнее!» - поинтересуйтесь у него, говорит ли он «лишнее» своему начальству, или человеку, на которого хочет произвести хорошее впечатление, или просто тому, чьим именем дорожит.
Дети - самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. Не стоит спрашивать, любите ли вы своих детей, желаете ли им добра, здоровья и счастья? Тогда почему же так часто родители срывают своё раздражение, своё нетерпение, свои неприятности именно на них, любимых, обожаемых?
Отдать жизнь за ребёнка - да, в любую минуту. А не закричать на него, не выбирая слов, по утрам из-за того, что малыш не сразу поднялся, труднее? Не отшлёпать его за потерянную варежку? Не выяснять в присутствии сына или дочки отношения с мужем, женой, тёщей или свекровью, с соседями, с кем угодно, ещё труднее, совсем уж невозможно?! Но кто сказал, что воспитание человека дело лёгкое? Всё, что видит ребёнок и слышит в детстве, в семье, особенно в семье, откладывается в его душе прочно и надолго, часто навсегда. Это прописная истина, одна из тех, которые надо вспоминать как можно чаще.
Из письма Чехова к брату:
«Деты святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине....нельзя безнаказанно ...делать их игрушкой своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. Лучше не любить, чем любить деспотичной любовью... Вспомните ужас и отвращение, которые мы чувствовали в то время, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой?»

ПОСТАРАЕМСЯ ВЕСТИ СЕБЯ ТАК, ЧТОБЫ НАС ПОТОМ НЕ МУЧИЛА СОВЕСТЬ!

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ü  С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
ü  Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите -ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
ü  Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
ü  Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
ü  Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
ü  Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
ü  Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми.

В чём заключается влияние пальцев на развитие речи детей?
Движение пальцев и кистей рук тесно связаны с речевой функцией и способствует ее развитию.
Все ученые, изучившие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Английский психолог Д. Селли придавал большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.
Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то он их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако, эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. Чем чаще действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев (типа наших "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза рогатая" и другие приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Уровень развития речи детей зависит от степени сформированности движений пальцев рук
Поэтому, в играх с детьми следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук. Обращайте внимание на владение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями - держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если в 4 года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Терпение и удачи Вам в занятиях со своими детьми!

Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются игры, игровые упражнения и задания на закрепление различных игровых навыков. Отбирая и разрабатывая данный материал, мы учитывали и большую вашу загруженность ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Вот какие игровые упражнения предлагаем на развитие мелкой моторики рук.
"Помогаю маме"
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, фасоль или перловку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
"Волшебные палочки"
Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
"Мастерская Золушки"
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
"Прищепки в корзинке"
Не секрет, что в доме есть и прищепки. Купите ребенку небольшую корзинку. Края корзинки не должны быть слишком толстыми (корзинку можно заменить плоской фигурой из толстого картона).
Предложите ребенку взять прищепку тремя пальчиками и прицепить на край корзинки ("Посадим цветы", "Прилетели бабочки"). Многократное повторение сжимания и разжимания дает отличную тренировку кончикам пальцев, служит хорошей подготовки руки к рисованию и письму.
"Красивые узоры"
На листе плотного картона нарисуйте любую картинку, вырежьте ее по контуру. Далее на картинке сделайте несколько дырочек. Предложите ребенку шнурок для продевания его в дырочки. Такое упражнение способствует освоению навыков шнурования.






Комментариев нет:

Отправить комментарий